331 1. Познакомьтесь с высказыванием о русском языке философа Ивана Александровича Ильина (1882—1954). Это — фрагмент его выступления на Пушкинском юбилее в 1937 году. Выразительно прочитайте текст, интонационно выделите слова, несущие основную смысловую нагрузку («новое»). И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она — наша Россия. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и чёткость; и простота, и размах, и паренье; и мечтательность, и сила, и ясность, и красота. Всё доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному, и потому властен всё выразить, изобразить и передать. В нём гуденье далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нём ласковые шорохи и хрусты. В нём травяные шелесты и вздохи. В нём клёкот и грай, и свист, и щебет птичий. В нём громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие, и плески чуть слышные. В нём — вся поющая русская душа; эхо мира и стоны человеческие, и зерцало божественных видений… Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчества. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов. Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовёт его — его язык… Горе нам, что мы не умели беречь наш язык и бережно растить его — в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме и в ризах его органически выросшего правописания. Не жалеть его, не блюсти его — значит не любить и не блюсти нашу родину. 2. Сформулируйте основную мысль текста. Расскажите, как содержание текста её раскрывает. 3. Определите стиль речи. Укажите коммуникативную задачу и назовите основную стилевую черту, ярко выраженную в данном тексте. 4. Подумайте над тем, как достигается экспрессивность речи. Для этого проведите следующую работу: а) оцените с этих позиций богатство лексики, использованной для характеристики возможностей русского языка; б) найдите стилистически окрашенные слова: книжные слова, обозначающие отвлечённые понятия; слова высокого стиля, свойственные ораторской и поэтической речи, среди них — церковнославянские слова и выражения; в) найдите экспрессивные синтаксические конструкции: ряды однородных членов; многосоюзие; синтаксический параллелизм; неполные предложения; г) определите способы и средства связи предложений в 1, 3 и 4-м абзацах. Оцените роль повтора. 5. Сжато передайте основное содержание фрагмента речи И. А. Ильина. Уберите изобразительность и эмоциональность, оставьте одну информацию. Сохраните структуру текста: а) тезис (1-й абзац); б) обоснование (2, 3, 4-й абзацы); в) вывод (5, 6-й абзацы).