ГДЗ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА 8 КЛАСС РЫБЧЕНКОВА, АЛЕКСАНДРОВА.

Photo

28 Прочитайте фрагменты интервью известного физика, лауреата Нобелевской премии Ж. Алфёрова. О какой проблеме размышляет учёный? В последнее время мне часто задавали вопрос об ответственности учёных за то, как используются научные открытия. Я обычно говорил, что учёный, в конечном счёте, не может за это отвечать. Наша задача — добывать знания. Конечно, мы не могли не думать об их использовании, особенно в области полупроводников. Сфера применения наших исследований и открытий определилась быстро, и мы сами занимались внедрением. Но крупные решения по использованию научных открытий и у нас в стране, и за рубежом принимали и принимают, конечно, политики. И «Манхэттенский проект» в США, и наш атомный проект — события гигантские. В них принимали участие выдающиеся, крупнейшие учёные, многие из которых — нобелевские лауреаты. Если Флёров, Курчатов, Ландау, Тамм, Зельдович, Сахаров, Сциллард, Ферми, Оппенгеймер сознательно работали над созданием страшного оружия, считая, что выполняют патриотический долг, то мы просто делали интересную физику, на основе которой получились замечательные вещи: те же компьютеры, тот же Интернет. Но с их помощью независимо от нас множится и распространяется немыслимая информационная грязь, которая, с моей точки зрения, приносит человечеству не меньший вред, чем радиоактивное загрязнение планеты. И я бессилен что-либо изменить! От этого скверно на душе. Ж. Алфёров размышляет о проблеме ответственности учёных за то, как используются научные открытия. 1. Выпишите из текста слова, относящиеся к терминам. Слова, относящиеся к терминам: полупроводники, атомный проект, радиоактивное загрязнение. 2. Напишите сочинение-размышление о проблеме, поднятой в тексте. Любое изобретение влечёт за собой последствия, которые сказываются на жизни общества. Кто несёт ответственность за негативные последствия научного открытия и его внедрения в практику: учёный, технический разработчик, заказчик, правительство? Появились науки, само рождение которых вызвало не только неоднозначную реакцию, но и протест. «Я решил прекратить научные исследования, ибо они таят в себе слишком много опасностей, – заявил английский нейробиолог П. Харпер. – Я прекращаю свои опыты, так как чувствую, что стою на пороге неведомого – вторжение в него может обернуться торжеством сил зла». Результаты опытов позволяли надеяться, что можно синтезировать химические соединения, которые будут влиять на психику человека. Но кем и как они были бы использованы? Соответственно, и результаты могли быть и высокогуманными, и чудовищными для человека. «С одной стороны, – замечал Харпер, – становится реальным избавление человечества от многих психических заболеваний, а с другой — создание полчищ дикарей, подчинённых воле какого-нибудь тирана». Ответственность за научные результаты не снимается, если учёный не может предугадать всех последствий. Тем более не снимается ответственность за применение, которому учёный может воспрепятствовать, не сообщая о своих открытиях. Научная деятельность требует от человека определённых качеств. Это не только беспредельное трудолюбие, пытливость и одержимость, но и высокое гражданское мужество.

Photo
Photo
Photo
Photo